Учредитель - Грозненская городская дума.
Общая информация
Департамент образования города Грозный (далее - «Департамент»), является отраслевым органом Мэрии города Грозного, созданным на базе муниципального учреждения «Департамент образования г.Грозный», находящегося в ведении администрации города Грозного, осуществляющей до 1 января 2010 года на территории города Грозного полномочия органа местного самоуправления и является правопреемником указанного муниципального учреждения, в том числе в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Чеченской Республики, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами.
Департамент создан в целях обеспечения осуществления государственной политики в области образования, а также эффективного функционирования и непрерывного развития всей городской образовательной инфраструктуры как единой системы.
В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией РФ, Конституцией ЧР, нормативно-правовыми актами РФ и ЧР, Уставом города Грозного, постановлениями Совета города Грозного, постановлениями и распоряжениями Мэра города Грозного, настоящим Положением.
В своей деятельности Департамент подотчетен и подконтролен Мэру города Грозного, Совету города Грозного.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, штампы, бланки и другие реквизиты.
В ведении Департамента находятся муниципальные учреждения образования города Грозного следующих типов: общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей.
Официальное наименование учреждения:
- полное – муниципальное учреждение «Департамент образования Мэрии города Грозного»
- сокращенное – Департамент образования Мэрии г.Грозного.
Юридический адрес: 364000, ЧР, г. Грозный, пр. Революции, 6;
364020, ЧР, г. Грозный, ул. Тасуева,12.
Задачи деятельности Департамента
Департамент, являясь органом управления образования города, выполняет функции планирования, организации, руководства и контроля деятельности муниципальных образовательных и иных институтов.
Основными задачами Департамента являются:
- Создание необходимых условий для реализации прав граждан на получение обязательного основного общего образования и выбор общеобразовательного учреждения;
- Обеспечение сохранения единого образовательного пространства через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов и нормативов всеми субъектами городской системы образования;
- Повышение качества образовательных услуг через повышение квалификации педагогических и руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений, разработку и внедрение эффективных педагогических и информационных технологий;
- Координация деятельности муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения реализации федеральных и республиканских программ развития образования;
- Обеспечение развития городской системы образования на основе разработки и реализации целевых городских и международных программ развития, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение этих программ;
- Обеспечение прав, охраны здоровья и социальной защиты, обучающихся и воспитанников, а также прав, социальных гарантий и льгот работников образования в рамках своей компетенции; опека и попечительство детей, оставшихся без родителей;
- Обеспечение соблюдения законодательства РФ и ЧР в сфере образования, исполнения нормативных правовых актов федерального, республиканского и муниципального уровней, регламентирующих деятельность муниципальных образовательных учреждений;
- Развитие государственно-общественных форм управления в сфере образования;
- Целенаправленное формирование образовательных потребностей общества, создание условий для их удовлетворения путем развития сети вариативных образовательных учреждений и расширение сферы представляемых ими образовательных услуг;
- Создание в городской системе образования благоприятной инновационной обстановки, экспертиза проектов инновационной деятельности, авторских программ, методических разработок.
Виды деятельности Департамента
- Разрабатывает и обеспечивает реализацию целевых программ развития образования с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей города;
- Планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
- Проводит в установленном порядке аттестацию педагогических и руководящих кадров городской системы образования, принимает участие в организации и проведении лицензирования, аттестации и аккредитации муниципальных образовательных учреждений;
- Организовывает курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, педагогических и управленческих кадров городской системы образования, создает условия для роста их профессионального мастерства;
- Представляет Мэру города Грозного для ежегодной публикации среднестатистические показатели о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях;
- Разрабатывает предложения по формированию местных бюджетов в части расходов на образование и формирование соответствующих фондов развития образования, установлению дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования, совершенствование систем финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда в сфере образования. Участвует в определении местных нормативов финансирования городской системы образования в целом и отдельных ее элементов. Обеспечивает эффективность и целевой характер использования выделяемых финансовых ресурсов;
- Формирует специальные фонды развития образования, обеспечивает привлечение внебюджетных финансовых ресурсов в систему образования, в том числе через ведение предпринимательской деятельности;
- Анализирует и дает согласие руководителям образовательных учреждений на утверждение годовых календарных учебных графиков;
- Оказывает услуги подведомственным образовательных учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы;
- Оказывает помощь образовательным учреждениям города в:
- разработке и экспертизе авторских учебных программ, дидактических материалов, методик преподавания, новых приемов, методов и средств воспитания личности;
- налаживание внешних связей с профессиональными учебными заведениями, школами, научными учреждениями, туристическими агентствами России и других стран.
- Обеспечивает использование образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
- Участвует в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы функционирования и развития городской системы образования. Проводит работу по реализации решений Мэра города по вопросам образовательной политики;
- Осуществляет контроль за исполнением законодательства и иных нормативно-правовых актов РФ и ЧР в сфере образования, проводит анализ результатов их реализации с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике;
- Проводит анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений и их руководителей;
- Совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, достигших 15 лет и исключенных из муниципальных образовательных учреждений, и комиссией по делам несовершеннолетних, принимают меры по их трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении;
- Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних выявляет и ведет учет детей, оставшихся без родителей, защищает их права и интересы, решает вопросы их трудоустройства, координирует работу организаций и служб, осуществляющих функции по социальной защите и охране прав ребенка;
- Изучает и анализирует образовательные потребности жителей города. Разрабатывает предложения по развитию сети муниципальных образовательных учреждений, проектированию и строительству новых объектов образования;
- Принимает меры по обеспечению сохранности материально-технической базы образовательных учреждений, проведения капитальных и текущих ремонтов объектов образования, готовности образовательных учреждений к началу учебного года;
- Осуществляет контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности муниципальными образовательными учреждениями.
- Организовывает и обеспечивает проведение педагогических конференций, совещаний, выставок и конкурсов в сфере образования. Принимает участие в разработке тематики научных исследований, имеющих прикладное значение для системы образования города.
- Оказывает информационную и научно-методическую помощь подведомственным образовательным учреждениям.
- Решает совместно с другими ведомствами, учреждениями и организациями вопросы профессиональной ориентации молодежи города.
2.3.23. Осуществляет контроль за ведением в образовательных учреждениях бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Проводит в образовательных учреждениях инспекторскую работу, осуществляет контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью, за целевым расходованием бюджетных средств, а также эффективностью использования внебюджетных финансовых ресурсов.
- Обеспечивает снабжение подведомственных образовательных учреждений бланками строгой отчетности, в том числе бланками документов государственного образца об уровне образования.
- Организовывает проведение массовых мероприятий с учащимися и их родителями, а также отдых и занятость школьников в дни каникул.
- Учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью и оказывать платные образовательные услуги.
Права и ответственность Департамента
Для решения определенных настоящим положением задач Департамент имеет право:
- Издавать в пределах своей компетенции приказы, инструкции и другие правовые акты, обязательные для исполнения подведомственными образовательными учреждениями, и контролировать их исполнение;
- Запрашивать и получать от государственных органов исполнительной власти, Мэра города Грозного, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления своих функций;
- Вносить на рассмотрение Мэрией города предложения:
- об отмене или приостановлении действия распорядительных актов и иных правовых документов любых подразделений и служб Мэрии, входящих в противоречие с законодательством РФ и ЧР об образовании и молодежной политикой;
- о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений;
- о совершенствовании экономики городской системы образования;
-о награждении особо отличившихся работников образования, представленных их к присвоению почетных званий.
- В случае нарушения образовательными учреждениями действующего законодательства об образовании приостанавливать в этой части деятельность образовательных учреждений;
- Инспектировать в пределах своей компетенции муниципальные образовательные учреждения, проводить проверки их финансово-хозяйственной деятельности;
- Привлекать для обеспечения функционирования и развития городской системы образования внебюджетные финансовые ресурсы;
- Рассматривать в пределах своей компетенции жалобы и обращения граждан и трудовых коллективов учреждений образования;
- Назначать, прошедших соответствующую аттестацию, руководителей муниципальных образовательных учреждений, а также увольнять их;
- Контролировать сохранность и эффективность использования закрепленной за муниципальными образовательными учреждениями собственности;
- Привлекать для осуществления отдельных работ творческие коллективы, научных работников и специалистов, в том числе на договорной основе;
- Издавать в установленном порядке периодические и другие печатные издания.
Учреждение несет ответственность за:
- Реализацию права граждан на получение установленного Законом Российской Федерации и Чеченской Республики «Об образовании» обязательного основного общего образования;
- Представление Мэру города Грозного для ежегодной публикации среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях г. Грозного.
- Ежегодно в установленном порядке представлять комитету имущественных и земельных отношений г. Грозного для учета сведения о закрепленных за ним имуществе и земельных участках.
- За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности, должностные лица Департамента несут ответственность, установленную действующим законодательством РФ и ЧР.
Руководство деятельностью и структура Департамента
Решение стоящих перед Департаментом задач обеспечивается налаженной системой работы и эффективного взаимодействия аппарата управления и отделов Департамента в соответствии с его структурой. Компетенции, задачи и организация деятельности структурных подразделений Департамента определяются соответствующими положениями.
Департамент возглавляет Начальник Департамента образования в ранге Заместителя Мэра города Грозного, назначаемый и освобождаемый от должности мэром города Грозного.
Начальник Департамента осуществляет руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
Начальник Департамента:
- Без доверенности представляет интересы Департамента по всем вопросам деятельности в городских, государственных, общественных и иных организациях, ведомствах, учреждениях, в том числе зарубежных и международных;
- Издает приказы и другие правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
-Утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Департамента и положения о структурных подразделениях Департамента, должностные инструкции работников, определяет функции своих заместителей;
- Заключает договоры о взаимодействии, сотрудничестве и совместной деятельности в сфере образования с заинтересованными сторонами, в том числе с зарубежными и международными партнерами.
- Осуществляет прием на работу и увольнение своих заместителей и работников Департамента, распределяет обязанности между ними;
- Принимает меры поощрения, а также меры дисциплинированного взыскания к работникам Департамента и руководителям подведомственных учреждений;
- Представляет Мэру города Грозного предложения об изменении внутренней структуры и штатного расписания Департамента, установлении должностных окладов в пределах фонда заработной платы и схем должностных окладов, а также с учетом возможных доплат из привлекаемых в соответствии с законодательством РФ и ЧР источников финансирования;
- Обеспечивает условия для повышения квалификации работников Департамента, а также их социальную защиту;
- Распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами Учреждения, в том числе предоставленными кредитами;
- Открывает счета в органах казначейства, совершает от имени Департамента финансовые операции, подписывает сметы расходов и финансовые документы;
- Участвует в заседаниях и совещаниях Мэрии города Грозного при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
- Осуществляет руководство службой гражданской обороны в системе образования города;
- Созывает в установленном порядке коллегии, совещании, заседания, проводит другие мероприятия по обсуждению вопросов состояния и развития образования в городе;
- Утверждает положения и уставы создаваемых Департаментом юридических лиц;
- Назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей муниципальных образовательных и других непосредственно подчиненных учреждений и организаций;
- Решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Департамента.
В целях развития государственно-общественных форм городской системой образования при Департаменте создается Совет руководителей образовательных учреждений города, коллегия Департамента, другие общественные организации и независимые службы.
Совет руководителей образовательных учреждений города избирается сроком на три года на совещании руководителей образовательных учреждений.
Основной задачей Совета руководителей является формирование предложений по совершенствованию городской системы образования и определение приоритетных направлений ее развития.
Предметом деятельности Совета руководителей является:
-участие в разработке программ развития образования в городе;
-экспертиза имеющих принципиальное значение проектов и решений Департамента;
-заслушивание сообщений руководителей образовательных учреждений, как членов Совета, так и других, по вопросам:
развитие внутришкольного управления;
совершенствования учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы;
организации деятельности попечительских советов;
другим вопросам организации функционирования и развития вверенных образовательных учреждений.
Основной задачей коллегии Департамента является рассмотрение и принятие решений по наиболее важным вопросам обеспечения функционирования и развития городской системы образования.
В состав коллегии Департамента входят руководитель Департамента (председатель коллегии), его заместители и члены коллегии. Персональный состав коллегии утверждается распоряжением Мэра города Грозного.
Основной организационно-правовой формой деятельности коллегии Департамента являются ее заседания, проводимые в соответствии с регламентом работы Департамента.
Коллегия Департамента:
- рассматривает и утверждает регламент работы Департамента, перспективный план работы Департамента, планы мероприятий по реализации программ развития городской системы образования;
- заслушивает отчеты о ходе выполнения программ развития городской системы образования, выполнении принятых постановлений и перспективного плана работы Департамента;
- решения коллегии оформляются в виде протоколов и реализуются в виде приказов начальника Департамента.
Финансы и имущество Департамента
Имущество Департамента является муниципальной собственностью г. Грозного, закреплено за ним на праве оперативного управления Комитетом имущественных и земельных отношений г. Грозного и отражается на его самостоятельном балансе исполнение сметы расходов. В состав имущества Департамента не может входить имущество иной формы собственности.
Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Департамента с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
На момент утверждения настоящего Положения балансовая стоимость основных средств Департамента составляет 1 745 165 542 – 93 (один миллиард семьсот сорок пять миллионов сто шестьдесят пять тысяч пятьсот сорок два рубля 93 копейки), в том числе недвижимое имущество пообъектно согласно приложению к настоящему Положению.
Источниками формирования имущества Департамента является:
- имущество, переданное Департаменту Учредителем, закрепленное за ним на праве оперативного управления;
- имущество, приобретенное за счет финансовых средств Департамента;
- бюджетные ассигнования и другие поступления органа управления;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- добровольные взносы организаций, предприятий, учреждений и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ и ЧР.
Департамент не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог, передавать во временное пользование без согласия Учредителя.
Доходы, полученные Департаментом от разрешенной настоящим Положением деятельности и приобретенное за счет доходов имущество, поступает в самостоятельное распоряжение Департамента и отражаются на самостоятельном балансе.
Ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности должно осуществляться раздельно от основной деятельности.
Контроль за исполнением по назначению и сохранностью имущества, закрепленного на праве оперативного управления, осуществляет Комитет имущественных и земельных отношений г.Грозного в установленном законодательством порядке.
Реорганизация и ликвидация Департамента
Реорганизация Департамента осуществляется Учредителем в форме слияния, присоединения, выделения, разделения преобразования на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случаях, установленных законом, реорганизации Департамента в форме его разделения или выделения из его состава другого юридического лица (юридических лиц) осуществляется по решению суда.
При реорганизации Департамента вносятся необходимые изменения в Положение и единый государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей Департамента к его правопреемнику в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Департамент считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации в муниципальном реестре юридических лиц.
При реорганизации Департамента в форме присоединения к нему другого юридического лица, Департамент считается реорганизованным с момента внесения в муниципальный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Департамент может быть ликвидирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ликвидация Департамента влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Порядок образования ликвидационной комиссии определяется при принятии решения о ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Департамента.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Департамента выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о ликвидации Департамента с указанием в ней порядка и сроков заявления требований кредиторами, выявляет кредиторов, рассчитывается с ними, принимает меры к получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации Департамента.
Распоряжение оставшимся после удовлетворения требований кредиторов имуществом, ликвидируемого Департамента, осуществляется комитетом имущественных и земельных отношений г. Грозного.
Исключительные права (интеллектуальная собственность), принадлежащие Департаменту на момент ликвидации, переходят к Учредителю для дальнейшего распоряжения ими в соответствии с действующим законодательством.
Ликвидация Департамента считается завершенной, а Департамент прекратившим свою деятельность, после внесения записи об этом в единый муниципальный реестр юридических лиц.
При ликвидации и реорганизации Департамента, увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При реорганизации Департамента все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику.
Способы обеспечения доступа к информации
о деятельности Департамента
Доступ к информации о деятельности Департамента обеспечивается следующими способами:
- опубликование информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
- размещение информации о своей деятельности на сайте Департамента в сети "Интернет".