▼Отчет о работе Департамента образования Мэрии г. Грозного за 2012 год и задачи на 2013 год

Деятельность Департамента образования Мэрии г. Грозного в 2012 году была направлена на модернизацию системы общего образования в рамках:

- Приоритетного национального проекта «Образование»;

- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

- Федеральной целевой программы развития образования;

- Комплекса мер по модернизации общего образования.

Развитие системы образования г. Грозного осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью – обеспечение устойчивого развития образования в городе Грозном, расширение его доступности, обеспечение качества и эффективности образовательных услуг, создание безопасной среды для обучающихся образовательных учреждений города. Для достижения указанной цели деятельность Департамента образования Мэрии г. Грозного была направлена на реализацию следующих задач.

 1. Переход на новые образовательные стандарты

Сегодня в г. Грозном создана многофункциональная учебная сеть, которая включает 67 образовательных учреждений, из них 14 учреждений дополнительного образования, в них обучаются 44525 учащихся, педагогическую деятельность осуществляют 3127 учителей.

 В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (приказ № 271 от 04.02.2010 г. Президента Российской Федерации                 Д.А. Медведева) и в целях повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность современной школы, её готовность к решению новых социальных задач, в общеобразовательных учреждениях г. Грозного с 1 сентября 2011 года осуществлен переход на новые образовательные стандарты, созданы условия для обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС).

 Так, в текущем учебном году по новым образовательным стандартам обучаются все учащиеся 1-2х классов общеобразовательных учреждений города (10186 чел.) и учащиеся 5х классов инновационных учреждений (5 гимназий, 1 лицей – 628 уч-ся).

 Все 1-е и 2-е классы школ города обеспечены учебной мебелью, компьютерами, каждая параллель классов интерактивным оборудованием. Школьные библиотеки оснащены техническими средствами копирования, сканирования, распечатки учебных материалов.

За период введения ФГОС прошли курсы повышения квалификации по современным подходам в преподавании учебных дисциплин в условиях введения ФГОС 1409 педагогических работников школ г. Грозного.

Осуществлен переход на новую форму оплаты труда во всех учреждениях образования г. Грозного.

 В целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития учащихся в соответствии с их интересами и способностями в г. Грозном ведется работа по:

 - организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, так как переход к профильной школе играет существенную роль в развитии образования города и повышении его качества через осуществление дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющей путем изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса всесторонне учитывать познавательные склонности учащихся, их запросы и будущие профессиональные интересы (предпрофильной подготовкой охвачено 3979 девятиклассников общеобразовательных учреждений города и 810 старшеклассников – профильным обучением);

 - формированию инновационного пространства и развитию инновационной деятельности учреждений образования (по инновационным образовательным технологиям осуществляют педагогическую деятельность 202 учителей, в том числе в республиканском эксперименте «Полилингвальная модель поликультурного образования» участвуют 20 классов из 11 школ города);

 - созданию школ с углубленным изучением отдельных предметов (на сегодняшний день в 4 общеобразовательных учреждениях проведена подготовительная работа для углубленного изучения отдельных предметов:

СОШ № 7 - школа с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, русский язык, английский язык, СОШ № 20 - школа с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, русский язык, русская литература, СОШ № 47 - школа с углубленным изучением математики и информатики, СОШ № 60 - школа с углубленным изучением предметов физкультурно-оздоровительной направленности, физическая культура, ОБЖ, биология).

 Обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательных услуг – одна из основных целей деятельности муниципальной системы образования города.

 Формирование учебной мотивации школьников является одним из ведущих условий повышения качества обучения и, как следствие, может выступать показателем результативности образовательного процесса. Формирование учебной мотивации для нас сегодня актуально тем, что перед системой образования Республики Главой Чеченской Республики Р.А.Кадыровым поставлена стратегическая цель - привести образование к системным изменениям, повысить его качество, подготовить к жизни конкурентоспособную личность.

 В целях выявления уровня мотивации учащихся к обучению в общеобразовательных учреждениях г. Грозного проведено диагностическое анкетирование среди обучающихся 5-11 классов и их родителей. В исследовании приняли участие 24277 учащихся 5-11х классов общеобразовательных учреждений города.

После обработки анкет, перевода данных в процентное соотношение было проведено сравнение показателей количества учащихся, имеющих высокий, средний и низкий уровень мотивации.

 По итогам диагностики разработан перечень мероприятий по преодолению недостатков, выявленных в процессе мониторинга мотивации учащихся и упорядочению работы по повышению учебной мотивации и переходу ее в более высокое качественное состояние, повышению уровня обученности и качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений г. Грозного.

 В целях обеспечения контроля качества образования, совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу достоверной информации о качестве образования в городе создана муниципальная система оценки качества образования.

Создание системы оценки качества образования позволяет обеспечить надежную основу для принятия обоснованных решений, а также способствовать управлению качеством образования, развитию образовательной сети города.

 Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе в 2012 году осуществлялась по следующим направлениям:

 - анализ и объективная оценка уровня достижений выпускников начальной школы (учащихся 4х классов);

 - организационное обеспечение проведения внешней независимой экспертизы достижений выпускников 11х классов через участие образовательных учреждений в ЕГЭ;

 - апробация новой формы государственной итоговой аттестации выпускников 9х классов.

 Пятый год в городе государственная (итоговая) аттестация учащихся 11х классов проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). В процентном отношении в 2012 году:

- доля выпускников 11х классов г. Грозного, сдавших ЕГЭ по основным предметам - 90% (1549 учащихся из 1721),

- доля общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ со 100% успеваемостью – 20 % (10 общеобразовательных учреждений из 52),

- доля выпускников, не получивших аттестат, составила 10 % от общего числа сдававших ЕГЭ (172 выпускника). 

 В целом, выпускники школ города показывают более высокие результаты по ЕГЭ, чем в среднем по Чеченской Республике.

 Также специалистами Департамента образования в течение 2012 года осуществлялся контроль над деятельностью образовательных учреждений г. Грозного.

По итогам проверок и оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений в 2011-2012 учебном году произошла смена отдельных руководящих работников школ города.

По поручению Мэра г. Грозного (протокол № 54 от 11.08.2012 года) Департаментом образования Мэрии г. Грозного разработаны Типовые критерии оценки эффективности профессиональной деятельности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений г. Грозного.

 Ежеквартально по данным критериям проводится мониторинг уровня профессиональной деятельности каждого руководителя и педагогического работника общеобразовательного учреждения.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

 Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал нашего общества, поэтому их поддержка и развитие является одним из приоритетных направлений работы Департамента образования. Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью становится актуальной задачей каждого образовательного учреждения и влияет на его рейтинг в образовательной системе города.

 В городе Грозном сложилась эффективная система развития и поддержки талантливых детей через организацию и проведение следующих мероприятий:

-конкурсной поддержки талантливой молодежи (гранты Мэра «Одаренные дети»),

-муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников,

-научно-практической конференции «Шаг в будущее»,

-городского конкурса «Ученик года»,

-городского конкурса для младших школьников «Лего» и др.

 Традиционно каждый год учащиеся города принимают участие в предметных олимпиадах. По итогам городского тура Всероссийской олимпиады школьников «Олимпиада-2012» призовые места заняли 129 учащихся из 40 школ города. Из них 43 учащихся, занявших I место в городском этапе Всероссийской олимпиады школьников, участвовали в республиканском туре Всероссийской олимпиады школьников «Олимпиада - 2012», где заняли 15 призовых мест (лучший результат по республике).

В Университетской олимпиаде учащихся 11х классов в 2012 году приняло участие 93 выпускника школ города, из них призовые места заняли 18 учащихся.

 Учащиеся школ города занимали 1-е места в республиканских интеллектуальных и творческих конкурсах: «Брейн-ринг», «Четыре знатока», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Память героям», «Созвездиев-2012». В республиканском научно-техническом конкурсе детей и молодежи «Маленькие таланты – большое будущее страны» воспитанники Станции детско-юношеского технического творчества г. Грозного заняли 7 первых мест. Также учащиеся школ города регулярно занимают призовые места в телевизионных интеллектуальных играх «Умники и умницы», «Башня знаний».

 Ежегодно учащиеся школ города принимают участие в мероприятии «Государственная поддержка талантливой молодежи» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в 2012 году двое учащихся городских школ (гимназия № 4, СОШ № 10) получили денежное вознаграждение.

 Растет количество обучающихся, принимающих участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня. Всего в Международных и Всероссийских конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Золотое руно», «British Buldog») участвовали 2879 учащихся общеобразовательных учреждений города.

Все вышеперечисленные мероприятия свидетельствуют о целенаправленной и эффективной работе муниципальной системы образования г. Грозного по повышению качества образования и созданию условий для развития интеллектуальных способностей одаренных детей, реализации их творческих возможностей и раскрытия талантов.

 3. Совершенствование учительского корпуса

 Кадровый ресурс системы образования - один из самых важных. Новая школа требует новых учителей, владеющих инновационными технологиями, психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития обучающихся, способных помочь детям стать творческими, самостоятельными, коммуникативными, уверенными в себе людьми.

 На сегодняшний день в муниципальной системе образования города Грозного работают 3127 педагогов и руководящих работников общеобразовательных учреждений.

Диагностика педагогических кадров школ города свидетельствует о высоком потенциале профессиональной компетентности.

Из общего числа педагогических работников имеют:

- высшее образование - 2520 (81 %),  

- н/высшее - 67 (2 %),

- ср. спец. (педагог.) - 540 (17%),        

- высшую квалификационную категорию – 1033 чел. (33%),

- первую квалификационную категорию – 437 чел. (14%) ,

- вторую квалификационную категорию – 1010 чел. (32%).

 В целях внедрения системы материальных стимулов поддержки учителей города в 2012 году:

 - средняя месячная заработная плата была повышена до 16 079 рублей, с 1 января 2013 года средняя месячная заработная плата учителей составила 18 000 рублей, стимулирующий фонд заработной платы составил 14,5%;

 - 20 учителей школ города получили грант Мэра г. Грозного (50 000 рублей);

- победителями конкурса лучших учителей образовательных учреждений на получение денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» 17 педагогических работника школ города (два учителя – по 200 000 рублей, шесть учителей – по 100 000 рублей, девять учителей – по 50 000 рублей);

 - пять учителей получили жилье в новостройках г. Грозного;

 - аттестовались на высшую и первую квалификационную категорию – 187 педагогических работников (из них 9 работников дополнительного образования).

 В условиях модернизации образовательного процесса Департаментом образования Мэрии г. Грозного большое внимание уделяется курсовой переподготовке педагогических работников. За последний год курсы повышения квалификации прошли 1048 педагогических работников, из них 44 педагога по духовно-нравственному воспитанию.

 В целях пропаганды приоритетов образования, повышения престижа и статуса учителя в обществе, распространения передового педагогического опыта Департаментом образования ежегодно проводятся конкурсы педагогического мастерства: «Учитель года», «Молодой педагог», «Воспитать человека», «Учитель чеченского языка», «Лучший кабинет чеченского языка», «Лучшее методическое объединение», «Учитель иностранных языков».

 Педагогические работники школ города достойно представляют столичное образование на федеральных и республиканских этапах профессиональных конкурсов: «Директор года - 2012» (1,3 место), «Лучший учитель чеченского языка» (3 место), «Лучший кабинет чеченского языка» (2 место), «Молодой педагог» (1 место).

 На ежегодном конкурсе молодых учителей «Педагогический дебют - 2012» в г. Москве учитель истории МБОУ «СОШ № 14» г. Грозного Амаев А.И. вошел в десятку лучших молодых учителей России. В межрегиональном творческом конкурсе-фестивале молодых учителей родных языков «Мы разные, но равные» в г. Владикавказе (2012 г.) победителем стала учитель чеченского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2» г. Грозного Асуева Р.В., директор гимназии № 7 г. Грозного Ахъядов Р.Х. вошел в десятку лучших руководителей общеобразовательных учреждений России.

 Научно-методическим центром Департамента образования Мэрии г. Грозного проводятся обучающие семинары, творческие мастерские, стажировка у опытных педагогов и обмен опытом. Особо эффективной и имеющей большое значение формой работы НМЦ является систематическое проведение мероприятий по распространению педагогического опыта на базе общеобразовательных учреждений (теоретические, практические семинары, открытые уроки, творческие отчёты, мастер - классы, конференции, фестивали, дни открытых дверей и внеклассные мероприятия).

   4. Деятельность по духовно-нравственному воспитанию учащихся

 Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Система духовно-нравственного и патриотического воспитания в г. Грозном с каждым годом совершенствуется, наполняется новым содержанием, формами и методами воспитательной работы.

 Совместно с Департаментом по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики по ранее утвержденному графику во всех школах проводились совместные мероприятия (классные часы, беседы) по духовно-нравственному воспитанию.

 Еженедельно по графику проводились лекции и беседы по противодействию экстремизму и терроризму для учащихся общеобразовательных учреждений города с привлечением представителей духовенства, Комитета Правительства ЧР по делам молодежи и региональных молодежных организацией: «Патриот», «Путин», патриотический клуб «Рамзан», также - встречи с представителями женского молодежного клуба «Иман» со школьницами общеобразовательных учреждений города.

В штатные расписания общеобразовательных учреждений введена должность педагога по духовно-нравственному воспитанию.

 В школах города Грозного действуют патриотические отряды «Юные Кадыровцы», Ассоциация ученического самоуправления, «Юные друзья полиции», «Юные инспектора движения», «Юные друзья пограничников», школьная лига КВН, которые являются организаторами и участниками различных конкурсов районного, городского и республиканского уровней.

5. Социальная защита детей, охрана прав обучающихся

Особое внимание Департаментом образования уделяется правам и интересам детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день ежемесячное пособие получают 292 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 - № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Чеченской Республики от 14.07.2008 г. № 34 РЗ «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда ЧР» отделом опеки (попечительства) и охраны прав детства направлено всего в Мэрию г. Грозного 224 дела лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, для предоставления жилых помещений вне очереди, из них за 2012 год – 36 дел. Выделено жилья в 2012 году – 93 (всего выделено – 165).

 6. Изменение школьной инфраструктуры

 Значимой задачей, обеспечивающей развитие системы образования, является создание современных условий для осуществления образовательного процесса.

В этой связи в 2012 году проведен текущий ремонт 12 школ. Введена в строй гимназия № 3. С нового 2013 года открыта СОШ № 6, планируется открытие СОШ № 17, ведется строительство школы по бульвару Дудаева, СОШ № 19,34.

 Во всех общеобразовательных учреждениях города проведен косметический ремонт - силами родительской общественности, педагогических коллективов и Департамента образования.

 В целях подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному году только за летний период поставлено 45 предметных кабинетов, 52 комплектов медицинского оборудования, 700 комплектов школьной мебели.

Для укрепления материально-технической базы приобретено: оборудование столовых, компьютерных классов, интерактивные доски, предметные кабинеты, спортивный инвентарь, мебель.

 В общеобразовательных учреждениях проведена работа по установке систем видеонаблюдения и «тревожных кнопок» с выходом на пульт дежурного МЧС и вневедомственной охраны МВД, автоматической пожарной сигнализации.

Во всех общеобразовательных учреждениях в наличии первичные средства пожаротушения, проведена обработка деревянных конструкций чердачных помещений.

 Во всех общеобразовательных учреждениях оборудованы специальные устройства (пандусы). Автобус для перевозки детей-инвалидов в инклюзивный класс СОШ № 18 оборудован специальным подъемником.

 Одним из направлений реализации плана модернизации образования является информатизация учебно-воспитательного процесса, использование информационно – коммуникационных образовательных технологий в обучении.

На сегодняшний день все школы города подключены к сети Интернет.

 Продолжается работа по внедрению во все общеобразовательные школы автоматизированной системы управления (электронный журнал). Собственный сайт имеют все школы города.

Ведется работа по повышению степени использования Интернет-ресурсов на учебных предметах по ступеням обучения. В рамках предпрофильного обучения в школах города организованы элективные курсы по информатике.

Ежегодно учителя школ города проходят курсы повышения квалификации на базе Чеченского института повышения квалификации работников образования по формированию базовой ИКТ – компетентности.

  Более 70% педагогов школ города используют информационно-коммуникационные технологии в образовательно-воспитательном процессе.

  7. Сохранение и укрепление здоровья школьников

 В системе работы образовательного пространства города важное место занимает сохранение и укрепление здоровья детей. В рамках муниципальной программы «Образование и здоровье» на 2011-2015 годы в общеобразовательных учреждениях города внедряются здоровьесберегающие технологии, также реализуются программы, направленные на формирование навыков гигиены, знаний здорового образа жизни в виде проведения физкультминуток на уроках, организации подвижных игр на свежем воздухе, осуществляется переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. Введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Организовано горячее питание учащихся во всех школах за родительскую плату.

 В течение года проводятся классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, плановые профилактические осмотры и прививания школьников, спортивные соревнования, направленные на укрепление здоровья, снижение заболеваемости подрастающего поколения. Регулярно ведется контроль за соблюдением в общеобразовательных учреждениях санитарных правил и нормативов.

 Из 53 общеобразовательных учреждений города в 49 имеются медицинские кабинеты, в остальных 4х (СОШ №№ 11,17,24,ВСОШ), расположенных в приспособленных и нетиповых зданиях (из-за нехватки помещений), оборудованы медицинские уголки, где созданы условия для работы приходящих медицинских работников.

Ежедневно работают медицинские сестры в 29 общеобразовательных учреждениях. Во всех остальных школах (24 ОУ) медсестры приходят во время проведения медосмотра и плановых прививок. В 9 школах работают врачи. Стоматологические кабинеты функционируют в гимназии №№ 1,7, СОШ № 20.

 В общеобразовательных учреждениях г. Грозного обучается 813 детей-инвалидов, из которых занимаются на дому 115 учащихся, в коррекционной школе – 121 детей с ограниченными возможностями здоровья, в инклюзивном классе (СОШ № 18) – 3 детей-инвалидов.

 Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у подростков появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Так, в 9 детско-юношеских спортивных школах г. Грозного занимаются 14018 воспитанников, в общеобразовательных учреждениях города функционирует 43 спортивных кружка с охватом 1048 учащихся.

 В 2012 учебном году в пансионатах и оздоровительных лагерях за пределами ЧР отдохнули и поправили здоровье 1113 учащихся общеобразовательных учреждений г. Грозного.

  8. Расширение самостоятельности школ

 Основным условием обеспечения открытости системы образования для социума является развитие системы общественного управления образовательными учреждениями.

 В городе активизирована деятельность уже имеющихся государственно-общественных структур: Коллегии Департамента образования, Советов образовательных учреждений и Попечительских советов, Городского совета родительской общественности, Ассоциации ученического самоуправления, во всех общеобразовательных учреждениях города созданы Управляющие советы в связи с введением новой системы оплаты труда.

 В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях выделены кабинетов для родителей, оформлены стенды «Для вас, родители!», проведены родительские собрания с участием представителей Мэрии   г. Грозного.

 Одной из важнейших задач развития системы образования является обеспечение открытости, прозрачности деятельности образовательных учреждений для общества. В учреждениях образования города осуществляются меры по повышению уровня открытости образования путем ведения сайтов и публикации публичных докладов о деятельности образовательных учреждений. Во всех общеобразовательных учреждениях города разработаны и реализуются Программы развития.

Таким образом, в городе сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая её стабильное развитие на основе программно-целевого подхода.

В городе Грозном разработаны и успешно реализуются муниципальные целевые программы:

       - «Столичное образование - 2» на 2011-2015 годы

       - «Образование и здоровье» на 2011-2015 годы

       - «Одаренные дети» на 2011-2015 годы

       - «Дети “группы риска”» на 2011-2013 годы

       - «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников» на 2011-2015 годы

       - «Развитие экологического образования школьников» на 2011-2013 годы

       - «Развитие детского общественного движения» на 2011-2013 годы.

 Основные направления деятельности

Департамента образования Мэрии г. Грозного в 2013 году

  1.Дальнейшая реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (приказ Президента РФ Медведева Д.А. № 271 от 04.02.2010 г.), Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-             2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р), Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р.).

  2.Реализация муниципальных целевых программ в области образования, с акцентом на формирование конкурентоспособностей выпускника общеобразовательной школы.

  3.Дальнейшее повышение качества образовательных услуг через развитие инновационной деятельности образовательных учреждений, уровня соответствия образования современным стандартам.

  4.Развитие инфраструктуры системы образования города Грозного отвечающей современным требованиям.

  5.Обеспечение качественно нового уровня развития модели муниципальной системы оценки качества образования, создание необходимых условий для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в новой форме и в форме ЕГЭ.

  6.Развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  7.Совершенствование воспитательной работы, повышение качества духовно-нравственного, патриотического и экологического воспитания в образовательном процессе учреждений образования г. Грозного.

  8.Профилактика безнадзорности, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних, охват детей «группы риска» услугами дополнительного образования.

  9.Повышение роли системы дополнительного образования детей через сетевое взаимодействие с учреждениями общего образования в рамках профильного обучения и ФГОС второго поколения.

 10.Продолжить работу по созданию условий для развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей.

 11.Повышение профессиональных компетентностей педагогических и руководящих работников.

 12.Обеспечение возможностей для самореализации и самоутверждения педагогов в профессиональном сообществе, развитие конкурсного движения, распространение передового педагогического опыта с целью формирования позитивного образа педагога в общественном сознании.

 13. Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию физической культуры.

 14. Совершенствование работы с детьми-инвалидами, создание безбарьерной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 15. Дальнейшее развитие механизма общественно-государственного управления образованием как фактора обеспечения качества образования, его открытости и инвестиционной привлекательности.

 16.Переход на электронные журналы и дневники во всех общеобразовательных учреждениях.