Выступление
заместителя Мэра - начальника Департамента образования Мэрии г. Грозного
Л.У. Берсанукаева на августовском педагогическом совещании
«Задачи муниципальной системы образования г. Грозного
в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
27.08.2013 г. г. Грозный
Уважаемый президиум! Уважаемые коллеги!
Я рад приветствовать Вас на нашем ежегодном педагогическом форуме.
Тема сегодняшнего совещания «Задачи муниципальной системы образования г. Грозного в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
За последнее время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Это реализация
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Комплекс мер по модернизации общего образования, введение новых санитарных норм и правил и федеральных государственных образовательных стандартов, других значимых проектов для развития сферы образования.
Значимой силой в этом преобразовании станет и новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года.
Практически каждая глава нового Закона включает нормы, нацеленные на обеспечение правовых условий, обеспечивающих превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны.
Впервые на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности, легализовано дистанционное и электронное обучение, вводятся сетевые формы реализации образовательных программ; представлен новый раздел «Экономическая деятельность в сфере образования».
Новый закон позволит повысить качество образования, расширить гарантии реализации прав в области образования, обновить отечественную систему образования в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальной экономики, обеспечить ее поступательное развитие.
Таким образом, решение главных стратегических задач образовательной политики Российской Федерации и Чеченской Республики в условиях введения новых государственных образовательных стандартов и вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» становится основной и главной целью развития системы образования города Грозного.
Новой отличительной чертой нынешнего этапа развития системы общего образования является ее вхождение в новое поколение государственных образовательных стандартов.
Реализуя одно из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», 10186 учащихся первых и вторых классов всех общеобразовательных учреждений г. Грозного и 628 учащихся пятых классов инновационных учреждений в 2012-2013 учебном году обучались по новым образовательным стандартам.
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Проверка реализации ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города показала, что в большинстве школ нормативно-правовая база реализации ФГОС соответствует требованиям стандарта. С учетом требований реализации основной образовательной программы ФГОС в школах города проведена работа по материально - техническому оснащению образовательного процесса.
Вместе с тем, необходимо отметить упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС. Часто учителя руководствуются привычными стереотипными критериями, весьма далекими от требований нового стандарта, в связи с чем, возникает необходимость предъявления новых требований к квалификации педагога.
Учитель должен быть готов к изменениям и быть способным меняться сам.
В Трудовой кодекс Российской Федерации с этого года вводится статья о квалификации работника. Ее уровень для каждого специалиста будет определяться в соответствии с профессиональным стандартом. Стандарт выдвигает новые требования к личности педагога, которые нельзя отделить от его профессиональных качеств. В то же время, стандарт выступает как средство отбора педагогических кадров. Существующие формальные критерии качества педагогического труда часто далеки от потребностей детей. Сегодня каждый педагог должен быть мотивирован на повышение профессиональной квалификации и стремится пройти переподготовку для того, чтобы работать по новому стандарту. Мы верим в то, что наши педагоги готовы и способны к саморазвитию.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» государство признает особый статус педагогических работников и гарантирует, что учителя будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона. Это в свою очередь повышает ответственность учителя за результативность труда.
Департаментом образования Мэрии г. Грозного и руководителями общеобразовательных учреждений предпринимаются определенные меры по обеспечению укомплектованности школ педагогическими кадрами: осуществление постоянной связи с ВУЗами Республики, представление информации в районные центры занятости и трудоустройства населения, размещение сведений о вакантных должностях на сайтах образовательных учреждений и Департамента образования.
Новые возможности предоставляются законодательством для обеспечения вариативности образования в системе общего образования. Это касается образовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей и профильное обучение.
Понятие «качество образования» впервые закреплено в новом Федеральном законе. На современном этапе каждая школа должна выработать свою конкурентную стратегию для достижения новых результатов образования.
В систему оценки качества образования вводятся новые формы итоговой аттестации, общественная экспертиза программ и учебников, а также самообследование и мониторинг соответствия условий в образовательных учреждениях.
Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитации становятся важнейшим механизмом формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг.
Наряду с учителем за получение детьми качественного образования ответственность несет семья. Эта ответственность, а также права и обязанности родителей закреплены в статье 44 закона.
Особое внимание в системе образования Российской Федерации уделяется выявлению и поддержке талантливой молодежи.
В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописана отдельная статья «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» (Глава 11, ст.77).
В образовательных учреждениях города Грозного реализуется муниципальная целевая программа «Одаренные дети» на 2011-2015 годы. В рамках реализации данной программы развитие системы поддержки талантливых детей осуществляется через организацию и проведение следующих мероприятий: Грант Мэра «Одаренные дети», Всероссийская олимпиада школьников, научно - практическая конференция «Шаг в будущее», конкурс для младших школьников «Лего», другие интеллектуальные, творческие конкурсы и спортивные соревнования, участие в международных и всероссийских интеллектуальных конкурсах.
Школьники г. Грозного уверенно заявляют о себе на интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах различного уровня. Так, в 2012-2013 учебном году победителями стали 11 учащихся в республиканском туре Всероссийской олимпиады школьников, 18 выпускников в Университетской олимпиаде, 27 юных исследователей на Всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ, организованных Всероссийской общественной организацией «Малая академия наук».
Растет количество обучающихся, принимающих участие в Международных интеллектуальных конкурсах. В 2012-2013 учебном году в них участвовали 2556 учащихся общеобразовательных учреждений г. Грозного (в 2011-2012 году общее количество конкурсантов составляло 1696).
Вместе с тем, в целях выявления и поддержки учащихся, добившихся успехов в учебной, научно-исследовательской, творческой и физкультурно-спортивной деятельностях необходимо создание центра по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности (ст.77, п.5 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Одним из направлений деятельности Департамента образования Мэрии г. Грозного является создание современной школьной инфраструктуры, улучшение состояния материально-технической базы образовательного процесса.
За последние годы, благодаря принимаемым руководством республики мерам, построено и введено в строй 5 общеобразовательных учреждений (в 2011г. - гимназия № 3, СОШ №№ 53, 57, в 2012г. - СОШ № 6, в 2013г. - СОШ № 17). Ведется строительство СОШ № 34.
Для укрепления материально-технической базы приобретено: оборудование столовых, медицинских кабинетов (для всех общеобразовательных учреждений), компьютеров – 1163 шт., интерактивных досок – 209 шт., предметных кабинетов -99шт., спортивный инвентарь, учебная мебель.В общеобразовательных учреждениях проведена работа по установке систем видеонаблюдения и «тревожных кнопок» с выходом на пульт дежурного МЧС и вневедомственной охраны МВД, автоматической пожарной сигнализации.
Министерством образования и науки ЧР ведется работа по обеспечению учащихся в новом 2013-2014 учебном году учебной литературой. За летний период в школьные библиотеки г. Грозного поступило 214 957 учебников.
За последние годы наблюдается тенденция роста количества обучающихся в школах г. Грозного, что связано, в первую очередь, с улучшением демографической ситуации в республике, а также притоком городского населения, вызванного ускоренными темпами восстановления и экономического развития г. Грозного.
Несмотря на интенсивное строительство и ввод в эксплуатацию новых школ, функционируют: в приспособленных помещениях – 5 школ (СОШ №№ 11,28,34,65,коррекционная школа), в зданиях старой постройки – 6 школ (СОШ №№ 7,10,24,26,36, лицей № 1).
Из 53 общеобразовательных учреждений города занимаются в 2 смены - 45. В 12 из них количество обучающихся превышает мощность школы более чем в 2 раза (СОШ №№ 7,8,10,11,18,20,25,26,47,54, гимназия № 1, 3).
С целью разрешения данной проблемы были пересмотрены микрорайоны школ. Однако данная работа не дала нужного эффекта по разгрузке общеобразовательных учреждений. В некоторые школы невозможен перевод учащихся из других школ, в связи с их отдаленностью (СОШ №№ 9,27,29,35,36,39,53,63,64,66).
С целью разгрузки функционирующих школ для организации внеурочной деятельности и более эффективного использования услуг дополнительного образования необходимо строительство новых школ (№№ 11, 19, 24, 28, 31, 32, 45, 55, коррекционной школы); реконструкция школ старой постройки (СОШ №№ 7, 26, 36, 50, 65, лицей № 1).
В системе работы образовательного пространства города важное место занимает сохранение и укрепление здоровья детей.
Во исполнение поручений Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова (совещание № 01-09 от 28.01.2013г.) и в рамках выполнения муниципальной целевой программы «Образование и здоровье» укрепляется материально-техническая база школ, условия обучения, в основном, приведены в соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Для обеспечения возможности организации горячего питания учащихся все школьные столовые обеспечены технологическим и холодильным оборудованием. Организовано горячее питания для льготной категории обучающихся (инвалиды, сироты, дети из малообеспеченных семей). Бесплатным сбалансированным питанием в 2012-2013 учебном году было охвачено 1540 учащихся.
В каждом общеобразовательном учреждении функционируют оборудованные медицинские кабинеты, соответствующие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, имеется медицинский персонал.
В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, общеобразовательные учреждения г. Грозного оснащены специальными приспособлениями и оборудованием (пандусы, поручни) для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здания образовательных учреждений.
В прошлом учебном году в школах города обучалось 896 детей-инвалидов, из них в специальной коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья– 121 учащийся.
В настоящее время в г. Грозном остро стоит проблема, связанная с отсутствием в коррекционной школе педагогических работников, имеющих специальную подготовку в области коррекционной педагогики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и условий для их обучения, развития и реабилитации в соответствии с п. 2,4 ст.79 Закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%.
Для решения этой задачи требуется создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания и формирования нетерпимости к употреблению психоактивных средств, табака и алкоголя.
Проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса представлен на обсуждение. Мы уверены, что наши учителя физической культуры, тренеры, педагогические коллективы справятся с задачей повышения уровня физической подготовки детей.
Несомненно, происходящие в стране преобразования создают условия для устойчивой и плодотворной работы образовательной системы в будущем. Её итогом видится высокопрофессиональная и одновременно духовно-развитая личность.
Сегодня у нас – работников системы образования, есть понимание важности перемен, ответственность за успех достижения поставленных целей. Мы понимаем, что предстоит огромный объем работы по повышению качества, созданию и развитию новых институтов и форм реализации образовательной политики.
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с началом нового 2013-2014 учебного года. Пусть он станет для нас годом новых профессиональных достижений, личного счастья, благополучия и здоровья! Благодарю за внимание!
В этом направлении начата реализация сетевого проекта «Школьный технопарк как фактор инженерного образования».
Отдельного внимания требует традиционное для нашей республики школьное физико-математическое образование. Этот вопрос обсуждался на январском совещании работников образования два года назад. На федеральном уровне разработан проект Концепции, согласно которой математика выдвигается как национальная идея России в XXI веке.
В первую очередь, речь идет о непрерывном образовании математических лидеров из числа одаренных детей и молодых людей. Мы всецело поддерживаем ключевые идеи Концепции