О планируемых изменениях КИМ ЕГЭ 2013 года

Структура и содержание заданий ЕГЭ регламентируются кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ; спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ; демонстрационными вариантами КИМ ЕГЭ.

КИМ ЕГЭ разрабатывают в «Федеральном институте педагогических измерений» (ФИПИ). При этом задания ЕГЭ ежегодно совершенствуются. Необходимые  корректировки структуры и содержания экзаменационной работы вносятся постепенно после широкого общественного обсуждения и апробационных исследований.

Ниже мы приводим перечень планируемых  изменений, касающихся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2013 г. по каждому общеобразовательному предмету.  

По математике, биологии, химии, физике, иностранным языкам изменения не планируются.

Незначительные изменения:
По русскому языку:

  1. 1.Изменен формат задания А1.
  2. 2.Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К1).
  3. 3.Увеличена продолжительность экзамена на 30 минут (со 180 минут до 210).

По географии:

  1. 1.Включено новое задание базового уровня сложности (А24), проверяющее умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений.
  2. 2.Появилось задание повышенного уровня сложности (В5), проверяющее умение решать задачи на определения различий во времени в разных часовых зонах.
  3. 3.В части 2 сокращено количество заданий с 14 до 13.

Соответственно, общее количество заданий уменьшилось с 44 до 43, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 54 до 53. 

По обществознанию:

  1. 1.Усложнено задание В5.

Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Это  позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.

  1. 1.Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести.
  2. 2.Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Экзаменуемый при написании эссе получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.
  3. 3.Скорректированы требования задания С9.
  4. 4.Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

По литературе:

  1. 1.Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий С1 - С4.
  2. 2.Внесены уточнения в инструкции к заданиям.

По информатике и ИКТ:

  1. 1.Одно задание с кратким ответом по теме «Кодирование текстовой информации» заменено на задание по теме «Рекурсивные алгоритмы» раздела «Элементы теории алгоритмов».
  2. 2.Немного изменена последовательность заданий в части 2.

Существенные изменения по истории – и в структуре, и в содержании КИМ

Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.

  1. 1.Часть 2 увеличена с 12 до 13 заданий.
  2. 2.Добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8–В11) и иллюстративным материалом (В12–В13).
  3. 3.В целях оптимизации проверки сформированности комплекса умений, связанных с анализом исторического источника, изменена структура задания В(по нумерации 2012 г.) на работу с историческим источником.
  4. 4.При выполнении задания В10 (по нумерации 2012 г.) на систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из предложенного ряда) требуется указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин.
  5. 5.В части 3 изменена структура задания С5. Новое задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Максимальный балл за правильное выполнение задания С5 увеличен с 3 до 4.
  6. 6.В задании С6 представлены не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе Всеобщей истории. Задание С6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию (К3) оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности.
  7. 7.Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания С6, увеличен с 5 до 6.

Время проведения экзаменов, на которые отводилось 4 часа, в соответствии с требованиями СанПиН  сокращено на 5 минут (с 240 до 235 минут).